Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году
15 МАРТА 2019, ОЛЬГА СИБИРЕВА



Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации. Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. Задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.


В 2018 году сохранился отмечаемый нами последние несколько лет государственный курс на ужесточение политики в отношении новых религиозных движений и протестантских организаций.

Наибольшую тревогу вызывает положение Свидетелей Иеговы, репрессии по отношению которым в прошедшем году стали массовыми. Более сотни человек уже подверглись уголовному преследованию за продолжение деятельности запрещенной организации, де-факто – за продолжение исповедания своей религии, 25 из них содержатся под стражей, несколько тысяч человек вынуждены были покинуть Россию.

ТАСС

У общин по всей стране изымается имущество. Судя по жестокости приговора, вынесенного гражданину Дании Деннису Кристенсену, уже в 2019 году, смягчения политики в отношении Свидетелей Иеговы в ближайшее время ожидать не приходится.

Масштаб преследования верующих в рамках поправок из пакета «Яровой – Озерова», ограничивающих миссионерскую деятельность, не уменьшился. В 2018 году эти поправки стали применяться уже не только к протестантам и представителям новых религиозных движений, но и к «традиционным» религиозным организациям. Это позволяет предположить, что государство не намерено останавливаться на «антисектантской» борьбе и готово применить репрессии практически ко всем верующим, в идеале сведя деятельность неугодных федеральным или местным властям религиозных объединений только к богослужениям.

Строительство религиозных объектов, в первую очередь православных, остается источником напряженности, однако центр этой напряженности сместился из Москвы, на которую долгое время приходилась большая часть конфликтов вокруг строительства, в регионы. Причиной подобных конфликтов остается неудачный выбор места строительства, нарушения при проведении общественных слушаний или пренебрежение этим инструментом. Опыт противостояния предыдущих лет научил противоборствующие стороны находить компромисс, хотя по-прежнему достичь его удается не везде.

В то же время проблемы с использованием имеющихся зданий у религиозных организаций, в первую очередь у протестантских церквей, стали возникать чаще. Учитывая, что во многих случаях претензии у чиновников возникали к зданиям, использовавшимся на протяжении нескольких лет без каких-либо нареканий со стороны властей, можно рассматривать эти претензии как еще один способ давления на религиозные организации.

Одновременно уголовное преследование за оскорбление религиозных чувств приостановилось. Заметно снизилась и активность общественных защитников религиозных чувств, а все их протесты, в отличие от предыдущего года, носили мирный характер. Несмотря на это, организаторы различных культурных мероприятий, по-видимому, по инерции нередко прибегали к самоцензуре, чтобы избежать возможных претензий со стороны таких защитников.

По-прежнему в масс-медиа время от времени появлялись диффамационные публикации, направленные против религиозных меньшинств. Обилие «антисектантских» материалов на федеральных телеканалах, по-видимому, призвано легитимировать репрессивные меры по отношению к этим религиозным организациям. Однако, учитывая массовость аудитории этих телеканалов, можно говорить о формировании образа врага в лице значительной части законопослушных граждан – приверженцев новых религиозных движений и протестантизма.

В сочетании с некоторыми другими событиями, не затронутыми в этом докладе, например, конфликтом между Московским и Константинопольским патриархатами, можно говорить о нарастании напряженности в сферах государственной политики, имеющих отношение к религии.

Текст полностью можно прочитать здесь.

 

 Фото: 1. Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России. Александр Демьянчук/ТАСС
2.

 












  • Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.

  • ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.

  • Григорий Юдин: Речь не только о том, что городу удалось остановить строительство на явно неудачном месте. Екатеринбуржцам удалось остановить давно обкатанную политическую технологию.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Молебен ВЦИОМ за правильный опрос о храме
24 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
ВЦИОМ по совету Путина провел опрос жителей Екатеринбурга о строительстве храма, но умудрился сделать это таким изумительным образом, что недовольны остались все стороны противостояния: и Екатеринбургская епархия, и защитники сквера. В опубликованном на сайте ВЦИОМ пресс-релизе нет полного перечня вопросов, которые задавались респондентам (ниже я объясню, что у «социологов» были для этого веские причины). А итоги опроса «социологи» ВЦИОМ представили в двух фразах: 1. Только 18% выступают против строительства храма в городе. 2. По мнению 74% жителей сквер у театра драмы — неудачное место для строительства.
Прямая речь
24 МАЯ 2019
Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.
В СМИ
24 МАЯ 2019
ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.
В блогах
24 МАЯ 2019
Григорий Юдин: Речь не только о том, что городу удалось остановить строительство на явно неудачном месте. Екатеринбуржцам удалось остановить давно обкатанную политическую технологию.
РПЦ против влюбленности
15 ФЕВРАЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
День святого Валентина — это праздник больных. Так считает протоиерей Димитрий Смирнов, который возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Димитрий Николаевич рассказал радиостанции «Говорит Москва», что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала влюбленность заболеванием. В Женеве, где находится штаб-квартира ВОЗ, об этом ничего не знают, но протоиерея Смирнова такие пустяки не смущают, и он уже от имени ВОЗ заявляет: «Если празднуют День всех влюбленных, тогда надо праздновать День больных туберкулезом, День больных гепатитом А, В, С».
Прямая речь
15 ФЕВРАЛЯ 2019
Александр Верховский: Эта борьба нужна для того, чтобы поддерживать представление о Церкви и государстве, которые выступают тут в паре, как о главных источниках того, что правильно, а что неправильно.
В СМИ
15 ФЕВРАЛЯ 2019
МК: Протоиерей Смирнов назвал влюбленность очень опасным состоянием, с которым надо бороться с помощью поста и молитвы. Он также посоветовал пораженным этим «недугом» обращаться за помощью...
В блогах
15 ФЕВРАЛЯ 2019
Анна: В последнее время одна из духовных скреп, именуемая православной церковью, очень сильно беспокоится о собственном влиянии на общество...
Деннис Кристенсен, оглашение приговора
11 ФЕВРАЛЯ 2019 // ЕЛЕНА САННИКОВА
Я хочу рассказать о своей поездке в город Орел на оглашение приговора Деннису Оле Кристенсену. Гражданин Дании, полюбивший Россию и поселившийся в российской глубинке, уже провел около полутора лет за решеткой исключительно за свою веру. Могла ли хоть кого-то оставить равнодушным весть о том, что прокурор запросил для него шесть с половиной лет заключения?
Политическое богословие: между правами человека и божественным оправданием
14 ЯНВАРЯ 2019 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Изданный Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея (ББИ) сборник «Политическое богословие» под редакцией ректора ББИ Алексея Бодрова и сотрудника института Михаила Толстолуженко базируется на материалах конференции, которую институт организовал в Белграде осенью 2015 года совместно с сербской Экуменической гуманитарной организацией. Конференция на тему: «Политическое богословие: богословское осмысление современной политики» вызвала большой интерес специалистов, богословов и религиоведов. Едва ли не половина материалов сборника — избранные доклады с конференции, дополненные статьями ведущих мыслителей современности, которые работали и продолжают работать в этой области...