Что делать?
23 февраля 2018 г.
Наш менталитет мешает прогрессу
12 ФЕВРАЛЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Обсуждая будущее России, полезно знать о причинах бедности народов. Нам кажется, что везде — как у нас. Были бы деньги — и чиновника можно купить, и закон можно обойти. Но это не так. Не похожа жизнь шведов на жизнь россиян. Не только одеждой и пищей. Не похожа культурой: прогрессивная у одних, противящаяся прогрессу у других. Отсюда и разный уровень жизни. Об этом пишет Лоуренс Харрисон в своей книге «Кто процветает?» (Новое издательство, 2008).

В начале прошлого века Аргентина по уровню благосостояния соперничала с США. С 1930 г. ее золотой век сменился гонкой вооружений, экономической, политической и моральной деградацией общества в период президентства Перрона. Затем 17 лет правления военных диктаторов, когда многие тысячи людей стали «без вести пропавшими». Мы, россияне, сами пережили сталинский террор, участвовали в агрессии против стран Балтии и Финляндии. Сегодня нас власти лишают свободы собираться на митинги и выступать против произвола, казнокрадства и коррупции. Нам есть что вспомнить, и с чем сравнить.

Мариано Грондона, аргентинский журналист и ученый, показал, что именно культура народа, его менталитет стали причиной обнищания Аргентины. Противящуюся прогрессу культуру считают причиной отсталости и многие известные экономисты и политологи, такие как Д. Аджимоглу и Д.А. Робинсон («Почему одни страны богатые, а другие бедные». Изд-во АСТ, 2016).

Мариано Грондона составил перечень культурных черт, которые препятствуют прогрессу. В обществах, ориентированных на прогресс, уважают отдельного человека и доверяют ему. Отсюда у таких народов децентрализация власти и доверие к честно заработанному богатству. Там нет вопиющего имущественного расслоения, как у нас, а капитал богатых идет не столько на престижное потребление, сколько на развитие новых производств. Как у Маска. Воровство, коррупция, казнокрадство в обществе не принимаются, с ними борются не только полиция, но и сами граждане. Для нас это непостижимо!

Но есть народы, чьи культуры противятся прогрессу. Там человек мало что значит. Любой незнакомец подозревается в плохих намерениях. Там везде охранники, а в квартирах — железные двери. Граждане уверены: верить можно только своим. Поэтому, например, не получается создавать кооперативы в Таиланде.

Такие культуры порождают авторитарную власть, причем не только в государстве, но и в компаниях. Как отмечают социологи, россияне тоже предпочитают на производстве авторитарный стиль управления: директор приказал, а наше дело выполнить. Большинство жителей РФ считает армейскую организацию власти самой лучшей. При такой культуре всегда рано или поздно начинаются репрессии против диссидентов и оппозиции. Если они критикуют нашу власть — они враги! При этом происходит запредельное обогащение власть имущих. Сравните нашу культуру и культуру шведов, которые гордятся своей честностью, исправно платят налоги и практически обходятся без охраны.

В общество, ориентированном на прогресс, мораль основана на ответственном эгоизме и взаимном уважении. Человек сам честно должен добиться достойной жизни для себя и своей семьи. Уважается хорошо выполненная работа, учтивость, опрятность, пунктуальность. Там люди, преодолевая трудности, строят достойную жизнь в мире реальном, а не надеются на государственные подачки или на счастье в вымышленном загробном мире.

Напротив, в культурах, противящихся прогрессу, спасение от невзгод люди ищут в уходе от рисков и проблем. Идут в монастырь. Или, как шахиды, взрывают себя, надеются на счастье в мире ином. Те, кто проявляет предприимчивость и трудолюбие, вызывают подозрение.

В прогрессивном обществе целью человека является стремление к самосовершенствованию, к уважению окружающих. Хотя не всякий силен в высшей математике, не у всех есть актерские способности. Но граждане считают: к достойной жизни надо стремиться.

А в культурах, противящихся прогрессу, такого выраженного стремления к достойной жизни нет. Есть лень, безразличие, пассивность, безделье. Там духовные и политические проповедники используют пороки людей для того, чтобы внушить людям чувство вины и сделать их своей послушной паствой.

Главное различие культур — в уважении к закону. В прогрессивном обществе закон — это то, что нужно исполнять. Таково правило жизни. Мы видим это на примере США, где закон исполняется людьми добровольно и почти инстинктивно, где он обязателен для всех, в том числе и для президента. Люди знают свои законные права и никому не позволят ими пренебрегать. Там закон является фундаментом власти и нарушение закона ведет к увольнению, импичменту или тюремному сроку.  

А в культурах, противящихся прогрессу, «закон что дышло, как повернул, так и вышло». Там не власть подчинена закону, а закон трактуется властью к своей выгоде. Причем власть часто захватывается вопреки закону и удерживается силой. Например, российский Конституционный суд своим определение от 5 ноября 1998 г. ввел запрет на избрание одного и того же лица президентом более двух раз и счел неважным наличие в статье слова «подряд». Внял наш президент нормам Конституции? А народ его поведение одобрил!

При прогрессивной культуре неизбежным итогом развития общества является реальная демократия, которая кладет конец авторитаризму и укрепляет плюрализм, разнообразие взглядов. Напротив, в культурах, противящихся прогрессу, фиктивная «демократия» используется как одежда для новых форм авторитаризма.

Сравним те культурные ценности, которые, по типологии Грондоны, способствуют или, напротив, противостоят прогрессу.

  • Религия оправдывает успех в культуре и в жизни. Религия оправдывает упорный труд.
    • Религия оправдывает страдание, обещает счастье в загробной жизни, прощает грехи и подталкивает к новым.

 

  • Богатство — это результат инициативы и трудолюбия. Богатство народа прирастает трудом и предприимчивостью.
    • Богатство — это ограниченный ресурс, как земля. Главное, не стесняясь в средствах, побольше урвать для себя лично.

 

  • Конкуренция — это двигатель прогресса.
    • Конкуренция — это форма агрессии, угрожающая сплоченности нации.

 

  • Справедливость в экономике требует сбережений и инвестиций для блага будущих поколений.
    • Справедливость в экономике — раздать всем поровну, чтобы можно было проесть, пропить и истратить деньги уже сегодня.

 

  • Труд — это нравственный долг, это форма самовыражения и самоудовлетворения человека.
    • Труд — это бремя, неизбежное зло, удовлетворение человек находит вне работы, за чаркой водки.

 

  • Инакомыслие очень важно для поиска истины и совершенствования общества.
    • Диссидент — это преступник, иностранный агент, враг нашей стабильности.

 

  • Образование — условие для творчества человека.
    • Образование нужно для упрочения ортодоксальных взглядов, чтобы больше верили в Аллаха или Христа.

 

  • Прагматизм, рационализм, эмпиризм, утилитаризм — главные ценности общества.
    • Главные ценности — наши традиции и моя удача. Но в итоге почему-то наблюдается застой

 

  • Людей нацелены на будущее — ведь на него можно повлиять!
    • Мысли людей устремлены в прошлое — в будущем все неясно, неизвестно, как повезет, как сложится судьба?

 

  • Мир — пространство для наших действий.
    • Мир во власти непреодолимых сил и внушает людям страх.

 

  • Жизнь — это то, что я сделаю, чего добьюсь.
    • Жизнь идет сама по себе, это то, что происходит со мной помимо моей воли.

 

  • Оптимизм — это норма общества, это даже наш долг.
    • Наша цель — выжить, пессимизм для нас естественен!

Зададим себе вопрос: какая культура, какой менталитет у россиян? Живем в стране, которая находится в постыдном политическом и тяжелейшем экономическом положении, но при этом уверены, что страна переживает триумф и обрела огромный вес в мире. Главное — вооружаться! Мы терпим воровство, коррупцию, кризис медицины и образования, продажный и зависимый от власти суд. С такой культурой дворовых хулиганов и бездельников светлого будущего нам не видать. Если мы и выйдем на площадь, то потому что подешевеет нефть и есть будет нечего. Выйдем не потому, что Путин задушил наши свободы, а потому что прилавки пустые. А остальное нам не важно. Наша культура — против прогресса, но за хорошую пайку! Можно ли изменить культуру народа? Известны случаи, когда культура народа менялась в течение одного-двух поколений. Примеры: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Китай. Изменение условий жизни, эффективная борьба с коррупцией и казнокрадством меняют менталитет и поведение людей достаточно быстро. Мы видим это на примере быстрого изменения менталитета восточных немцев. Но при сохранении традиционной организации власти в стране ментальные установки народа сохраняются и передаются из поколения в поколение. Именно они определяют, в конечном счете, и формальные институты, и законы, и характер власти. Власть же, из корыстных побуждений, делает все для поддержания и сохранения средневековых традиций народа. Отсюда и возникает «авторитарная колея», по которой мы катимся столетиями.

Фото Юрия Белинского/ТАСС












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Зарплата и социальная справедливость
21 ФЕВРАЛЯ 2018 // С.МАГАРИЛ, П.ФИЛИППОВ
Навстречу четвертому сроку
4 ФЕВРАЛЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Мало кто сомневается, что на бутафорских президентских выборах, куда не допущены кандидаты, способные составить конкуренцию нынешнему президенту на ниве борьбы с жуликами и ворами, победит В. Путин. Значит, Россия будет катиться по прежней колее. Куда? В нищету, отсталость, самоизоляцию и дальнейшее обогащение нашей элиты — олигархов и казнокрадов.
Массовая бедность в России угрожает существованию страны
29 ЯНВАРЯ 2018 // ЕВГЕНИЙ ГОНТМАХЕР
Наше время обесценивает все серьезные, системообразующие слова, так или иначе связанные с общественной жизнью. За примерами недалеко ходить: «демократия», «рыночная экономика», «права человека». Спросите об отношении к ним массового российского обывателя, и вы получите в ответ множество негативных эмоций и оценок. Никого это уже и не удивляет. Мы ведь изобретаем что-то свое, особое, евразийское, которое утрет нос «гнилой» Европе.
Богачи массово готовятся к бегству из России
22 ЯНВАРЯ 2018 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Состоятельные россияне в рекордных количествах покупают гражданство зарубежных стран и избавляются от статуса налогового резидента РФ, чтобы иметь возможность покинуть страну или стать невидимым для российских налоговых органов.  Более 700 человек с типичными российскими именами и фамилиями, полные тезки крупных бизнесменов и чиновников, в том числе фигурирующих в списке Forbes, стали гражданами Мальты в течение последних трех лет, следует из данных, опубликованных правительством страны.
Проблема мусора — в чем?
15 ЯНВАРЯ 2018 // Вадим ЖАРТУН
Для меня мусор, помимо всего прочего, еще и важный показатель здоровья общества. «Разруха не в сортирах», как писал Булгаков. Правда, и не в головах тоже. Проблема мусора несколько сложнее и серьезнее, чем кажется на первый взгляд. В России грязно. РФ занимает первое место в мире по территории и 180-е — по плотности населения. На квадратный километр приходится всего 8 человек (в Японии — 337, в Бельгии — 333, в Великобритании — 254), но почти любое место, куда хоть однажды ступала нога человека, у нас изгажено.
Неоколониализм на практике. Проверки активов нерезидентов в Великобритании и США
15 ЯНВАРЯ 2018 // Валентин КАТАСОНОВ
В декабре 2015 года международная неправительственная организация Global Financial Integrity (GFI) опубликовала доклад «Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2004-2013», посвящённый нелегальному вывозу капитала. Исследование охватывает период 2004-2013 гг. и включает развивающиеся страны, бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также постсоветские государства, в том числе Россию (всего 149 стран). 
Перенять опыт эффективной исполнительной власти
9 ЯНВАРЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Исполнительная власть — это та ветвь власти в демократических странах, с которой чаще всего имеют дело граждане. В России сегодня это единственная реальная власть. Этим объясняется важность повышения качества ее работы. Предстоит понять, что с учетом мирового опыта можно сделать, чтобы перейти от коррумпированной и малоквалифицированной российской бюрократии к бюрократии образованной, честной и ответственной, служащей своему народу, способной эффективно управлять страной, регионами, городами и поселениями? Даже если реформа госслужбы не представляется сегодня возможной по политическим причинам, надо понимать ее возможные варианты, их трудности и последствия. Придет время, и результаты такого исследования будут востребованы в России.
Почему Китай не хочет быть колонией, а Россия согласна?
6 ЯНВАРЯ 2018 // С.МАГАРИЛ, П.ФИЛИППОВ
Решение Конгресса США разобраться с вкладами российских бандитов, чиновников и олигархов в американских банках — ключевое событие 2017 года. Оно позволяет нашим согражданам получить доказательства того, что сегодня Россия, благодаря Путину и его мафии, стала колонией США и других развитых стран. Риторика и антиамериканская телепропаганда – лишь прикрытие наших реалий, когда деньги российских налогоплательщиков воруются из казны, и они утекают из страны.
Перичитывая классиков
25 ДЕКАБРЯ 2017 // А.ЗАОСТРОВЦЕВ, П.ФИЛИППОВ
Начнем с истоков общественных отношений. Группы охотников-собирателей, связанные родственными узами, были малочисленны, всего по 25–30 человек. В России так до сих пор живут народы Севера, в дебрях Амазонки первобытные племена. Как показывают исследования этнографов, в таких группах имеют место доверительные отношения между людьми, как в большой семье (по отношению к другим группам, конкурирующим за охотничьи угодья, отношения могут быть предельно враждебные).
У нынешнего общества нет представления о будущем
19 ДЕКАБРЯ 2017 // ЛЕВ ГУДКОВ
Откуда человек может получить представление, скажем, о планах американских империалистов по развалу СССР или о политике нашего руководства? Из средств массовой информации, из школьных представлений, из выступлений политиков и еще из каких-то ситуативных источников, которые создают базу для его дальнейшей ориентации. Это не его собственные представления, это представления, с самого начала заданные либо определенными группами, к которым принадлежит человек, либо институтами, которые он не в состоянии контролировать. Поэтому то, что мы изучаем, — это сила коллективных представлений.