Церковь и государство
13 декабря 2018 г.
За что гонят Свидетелей Иеговы

ТАСС

20 апреля Верховный суд запретил в России деятельность религиозной организации Свидетелей Иеговы как экстремистской. Постановил ликвидировать Управленческий центр и 395 местных организаций. Отныне, если решение не будет оспорено и отменено, Свидетели Иеговы не имеют права рассказывать о своей вере другим людям, издавать и распространять религиозную литературу, даже собираться для молитвы не имеют права — только тихо молиться каждый в своем уголочке, если уж им так хочется. Имущество у организации отберут и передадут государству.

Многие в СМИ выражают недоумение, чем продиктовано такое решение: Свидетели не пьют и не курят, выступают против разводов, не берут в руки оружия (это экстремисты-то!), законопослушны, кроме тех случаев, когда требования государства расходятся с догматами их веры — например, отказываются проходить военную службу и выступают против переливания крови, поскольку считают, что в крови находится душа человека. Но Свидетели теперь могут выбирать альтернативную гражданскую службу (беда в том, что государство не всегда готово выполнить это конституционное право граждан), а медики в случае крайней необходимости пытаются оперативно добиться разрешения на переливание крови через прокуратуру. К тому же времена полного запрета на переливание прошли, теперь это считается делом совести каждого. За что же запрещать-то?

Между тем не так давно была ликвидирована Саентологическая церковь Москвы (СЦМ), и сейчас дело тоже ждет своего рассмотрения в Верховном суде. Саентологи и Свидетели Иеговы — самые многочисленные религиозные организации из новых «нетрадиционных». Хотя Свидетели не такие уж и «новые» — впервые они были официально зарегистрированы в России в 1913 году. Но до 1991 года, когда официальный статус получил Управленческий центр, головная контора, численность их оставалась небольшой — 18-25 тысяч человек. А к сегодняшнему дню она выросла почти в 10 раз. Неудивительно, что правоохранительные органы, в последние годы усилившие нажим на протестантов и новые религиозные движения, выбрали их в качестве первой жертвы. Свидетели к тому же активные миссионеры: все, наверное, помнят начало 90-х, когда они ходили по квартирам или останавливали людей на улицах и, усадив на ближайшую скамейку, начинали им что-то втолковывать. Это вызывало раздражение многих. Сейчас того пыла уж нет, но миссия продолжается.

Русской православной церкви такой «агрессивный прозелитизм» никогда не нравился. Обидно было и то, что даже в советские годы, когда Свидетели массово подвергались репрессиям, посадкам и высылкам в Сибирь, общины их продолжали неуклонно прирастать членами. Архиерейский собор 1994 года усмотрел в деятельности Свидетелей Иеговы и кришнаитов (тоже, кстати, значительно умноживших свои ряды в постсоветские годы) «деструктивные последствия». А уже в 1995-м некий таинственный Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект подал в прокуратуру жалобу на московскую общину Свидетелей, обвиняя их в том, что они разжигают ненависть к традиционным религиям. Обращение поддержали православные верующие.

Суд трижды отклонял иск, не находя в действиях общины состава преступления — «ненависть» тогда, как и «экстремизм» сейчас, заключалась в убеждении, что только их вера «истинная», — но Комитет проявил упорство и продолжал подавать жалобы до тех пор, пока в марте 2004 года Головинский суд Москвы не вынес решения о закрытии общины (в 2015 году регистрация московской общины была возобновлена — впрочем, ненадолго, как мы видим).

И пошло-поехало: начиная с 2009 года журналы и книги Свидетелей Иеговы массово признаются экстремистскими материалами, инициируются дела против общин в Ростовской и Самарской областях, Краснодарском крае. Ну, можно ли после этого оставить головную организацию, под крылом которой укрываются все эти «экстремисты»?

ТАСС

У правоохранительных органов свои причины не любить Свидетелей Иеговы: в советские годы к ним относились скорее не как к «неправильным» верующим, а как к антисоветчикам — они не шли на контакт с КГБ; и тогда отказывались служить в армии, а ведь закона об альтернативной службе еще не было; принципиально не участвовали в выборах. При этом демонстрировали и продолжают демонстрировать поразительную стойкость в отстаивании своих убеждений. Недаром правозащитники говорят, что именно Свидетели вытянули альтернативную гражданскую службу (АГС) в России на цивилизованный уровень. Именно они раз за разом настаивали на соблюдении своих прав, не боялись судиться с военкоматами, когда те отказывали им в АГС, или находили «альтернативные» должности в военных частях, или посылали работать туда, где не было даже самых скромных санитарных условий. Именно они отважно соглашались на службу в 42 месяца (таким был закон до 2007 года, сейчас срок АГС 21 месяц), что было, конечно, вполне издевательской «альтернативой», очевидным наказанием за отказ от военной службы.

Их гнали и снова гонят, а они все собираются и собираются в общины, молятся и молятся — и никакой Исаакий им для этого не нужен…


Фото: 1. Россия. Санкт-Петербург. 19 марта 2017. Табличка на входе в комплекс зданий организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" в поселке Солнечное. Верховный суд РФ назначил на 5 апреля 2017 года рассмотрение иска Минюста РФ о признании "Управленческого центра свидетелей Иеговы в России" экстремистской организацией, ликвидации и запрете её деятельности на территории страны. Александр Демьянчук/ТАСС
2. 26.02.2006. Россия. Москва. Плакат "Выбираем службу без оружия" в Москве. Олег Наумов/ТАСС













  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.