Медиафрения
18 декабря 2018 г.
Медиафрения. Дадзыбао русского мира и его хунвейбины
26 АВГУСТА 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ИТАР-ТАСС

День независимости Украины продемонстрировал то новое состояние российского народа, которым вполне может гордиться отечественная пропаганда, которая, собственно, это состояние и породила. Мелкие штрихи к портрету этого нового состояния. Корреспондент «Эха Москвы» в Петербурге при освещении акции в поддержку Украины получил черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. Не за участие, за освещение. В Москве активист Марк Гальперин был облит зеленкой. Штришок покрупнее: донецкие боевики отметили украинский День независимости, прогнав колонну пленных украинских военных по центральным улицам Донецка, явно пытаясь создать аналогию с колонной немецких военнопленных, которых 17 июля 1944 года под конвоем гнали по улицам Москвы. Этот сюжет российские телеканалы показывали по нескольку раз в день, потом смаковали в итоговых аналитических программах.

Эволюция российской пропаганды, внутренняя логика этой эволюции привела к тому, что основные российские СМИ стали напоминать дацзыбао, рукописные стенгазеты периода «культурной революции» в Китае. Дацзыбао писались крупными иероглифами и могли содержать одну мысль-призыв: «Позор ревизионистуN», например, ректору университета. А уж дальше хунвейбины этот позор ректору-ревизионисту обеспечивали в реале. Скажем, выволакивали во двор, избивали, ставили в неудобную позу на табуретку под жарким солнцем и повторяли: «Солнце Мао Цзедуна, сожги эту нечисть».

Стремительно превращающиеся в дацзыбао российские СМИ и, прежде всего, федеральные каналы провоцируют хунвейбинизацию все большего числа российских граждан, а также тех ополченцев и жителей Донецка и Луганска, которые по-прежнему подвергаются облучению российских СМИ.

Чертова дюжина предателей

Фильм «13 друзей хунты» из цикла «Профессия – репортер», который показало НТВ в воскресный прайм-тайм 24 августа, был выстроен в строгой стилистике дацзыбао. Разве что объектов ненависти и позора не один, а 13, а так все соответствовало: мысль одна-одинешенька, иероглифы крупные, чтобы зрение не напрягать, и, обязательно, анонимность. То есть никаких титров, никаких фамилий и прочих реквизитов. Автор, сценарист и режиссер фильма, вся съемочная группа, включая операторов и монтажеров, отлично понимают, что выпустили в эфир очередную изумительную мерзость, поэтому предпочитают отравлять мозги согражданам инкогнито.

Под номером 1 в чертовой дюжине главных национал-предателей, естественно, идет Макаревич. «Известный певец, о творчестве которого начали забывать» — так его охарактеризовал закадровый голос. В качестве персональных обличителей Макаревича на этот раз были выбраны супруги поэт и певица Вадим и Вика Цыгановы, которые сообщили, что Макаревич «делал свой концерт на костях», что «в душе он всегда будет предателем» и «никогда не отмоется». Кроме того, против Макаревича были брошены экономист Делягин и депутат Федоров. На Делягина Андрей Макаревич «произвел впечатление джентльмена в поисках десятки».

Собственно, в этом была главная мысль фильма, которую и озвучивал Делягин: все эти национал-предатели — это мелкие душонки, не имеющие убеждений и готовые за умеренную плату «вылизывать филейные места кому угодно» (этот изящный оборот также принадлежит Делягину).

Покончив с Макаревичем, Делягин переключился на депутата Пономарева, а затем на писателей Виктора Шендеровича и Дмитрия Быкова. Все трое, оказывается, пошли в услужение хунте за еду и ночлег, которые им обеспечил Михаил Ходорковский, оплатив их проживание и питание во время форума, который назывался «Россия – Украина: возможность диалога». Я был несколько удивлен этим открытием, поскольку также принимал участие в форуме, но ни гостиничный сервис, ни еда мне не показались чем-то настолько исключительным, чтобы за них можно было продать душу.

Мои сомнения развеял политолог Алексей Мартынов, который объяснил, что творчество Шендеровича и Быкова всегда оплачивали фонды Михаила Ходорковского, а теперь они и подавно «исчерпали свой творческий потенциал и готовы поддержать хоть черта», поскольку для «этих двоих деньги не пахнут». Я уже готов был полностью разделить мнение политолога Мартынова, но вдруг у меня возникли сомнения хронологического порядка. Ведь Ходорковский только что вышел из тюрьмы, где он провел 10 лет. Все это время никаких «фондов Ходорковского» не было, значит, творчество Шендеровича и Быкова никто не оплачивал и они все это время работали бесплатно? Что удивительно, поскольку и Шендерович, и особенно Быков не производят впечатления умирающих с голоду.

Следующим в списке «чертовой дюжины» был Станислав Белковский. Пожалуй, это единственный из всех фигурантов фильма, про которого не надо было оголтело врать, чтобы представить в демоническом свете, достаточно прицельно надергать цитат и фактов из биографии известного политолога. Но, видимо, потому, что авторы фильма чувствовали с Белковским духовное родство и считали, что он лишь временно «не свой», а в ближайшем будущем вполне может «вернуться в лоно», — возможно, по этим причинам Белковского в фильме не слишком «мочили», а ограничились простым включением в список, вроде как предупредили.

Зато по редактору интернет-издания «Самара-24» Илье Казакову создатели фильма прошлись катком. Во-первых, к нему единственному была послана съемочная группа НТВ, которая вела себя в фирменном энтэвэшном стиле, то есть ломилась в запертую дверь в помещении редакции, троллила секретаря редакции и охранника, углядев у которого оружие в кобуре, стала спрашивать, будет ли он стрелять в них на поражение.

Причиной такого внимания было то, что Илья Казаков ездил в Украину освещать войну со стороны украинских войск. Бдительный закадровый голос немедленно сообщил, что в УК РФ есть статья за наемничество на территории иностранного государства. Жаль, что все закадровые и «внутрикадровые» голоса российского ТВ забывают об этой статье, когда комментируют участие сотен российских граждан в войне против Украины.

Самарский журналист показался создателям фильма настолько серьезным врагом, что против него решили выпустить политолога Сергея Маркова. Впрочем, Марков был хоть и строг, но довольно академичен. Он объяснил, что плюрализм не означает взвешенности. Нет никакой объективности, пояснил Марков, в том, что вы даете слово и киевским фашистам, и антифашистам из Новороссии. И пожелал самарскому изданию вести себя так же, как российское телевидение, которое ведет себя неизменно объективно, то есть никогда не дает слово той стороне, которую оно называет «киевские фашисты».

Если Сергей Марков в этом фильме сыграл роль мэтра, терпеливо объясняющего провинциальному журналисту азы профессии, то политолог Мартынов и экономист Делягин с врагами народа не церемонились. Мартынов, например, сразу нашел слабое место у гражданского активиста Марка Гальперина, который выступил с пикетом в поддержку Украины и ее независимости. Да-да, вы правильно все поняли. Активист этот, он же Гальперин, да еще Марк. Мне бы в голову не пришло обратить на это внимание, а бдительный Мартынов сразу догадался: у этого активиста есть пятый пункт. И сообразительный политолог немедленно объяснил Гальперину, что не с его фамилией да еще с таким именем выступать за независимость Украины, поскольку «вот такие, как он, и являются причиной такого явления, как антисемитизм». Излюбленная силлогистика фашистов: мол, евреи сами виновны в антисемитизме и, в конечном счете, ответственны за Холокост — вот эта гадость в очередной раз прозвучала в эфире российского ТВ.

Потом настала очередь певицы Дианы Арбениной, которая не просто дала концерт в Киеве, но еще и извинилась за русских перед украинцами. Это, конечно, не могло остаться безнаказанным. Возмездие вершил экономист Делягин, который для начала назвал лидера рок-группы «Ночные снайперы» певичкой, а затем без паузы сообщил, что «человек имеет право становиться проституткой», но ему лично не нравится, когда торгуют родиной направо и налево. Я подумал, что буду несколько удивлен, если в ближайшее время кто-либо из поклонников рок-группы не задаст экономисту несколько вдумчивых, акцентированных прямых и боковых вопросов о том, что именно он имел в виду, называя Диану Арбенину проституткой.

Впрочем, политолог Мартынов немедленно встал в очередь за вдумчивыми вопросами. Оказывается, как стало известно политологу, «многие так называемые звезды являются объектом внимания спецслужб». А Арбенина-то, вот ужас, замужем за американцем! «Подвели к ней какого-то американца…» — так описывает личную жизнь певицы и одновременно, видимо, историю ее падения проницательный политолог. К этому методу политологического анализа Мартынова мне еще придется обращаться, а сейчас надо завершить обзор очередного шедевра НТВ.

В чертову дюжину предателей попал политолог Александр Кынев. Его преступление в том, что он в своем блоге высказал сомнение, что пропавший на территории юго-востока Украины фотограф РИА Новости Андрей Стенин имеет какое-либо отношение к журналистике. Признаться, я неоднократно высказывался так же в отношении всех сотрудников федеральных каналов и иных государственных СМИ. Стенин несомненно заслуживает, как и любой человек, гуманного отношения, поэтому его надо найти и поступить с ним по закону, что почти наверняка означает отправить домой. Но это не значит, что сотрудника пропагандистского холдинга «Россия сегодня» можно считать журналистом. Кынев за такое банальное суждение попал в предатели.

И вот, как раз когда я смотрел сюжет про Кынева в этом фильме, мне стало ясно, что сейчас происходит в нашей стране. Дело в том, что Александр Кынев — это, без сомнения, лучший российский специалист в области региональной политологии. Уверен, что любой, кто соприкасался с этой сферой, думает так же. Не берусь судить, какие места в иерархии русского рока занимают Макаревич и Арбенина, но уж точно не последние. Дмитрий Быков — самый яркий и заметный современный русский поэт. Виктор Шендерович — самый острый современный сатирик. То есть под пресс дацзыбао и хунвейбинов попадают лучшие. Самые профессиональные, самые талантливые, яркие и интеллектуальные. Это значит, что в стране идет «культурная революция», «срезание под корень» верхнего слоя нации.

Недосовок

После того как из эфира убрали Марианну Максимовскую, РЕН ТВ сразу стал одним из худших федеральных каналов. Так бывает, когда всю репутацию большого коллектива вытягивает один человек, точнее, одна команда (в данном случае правильнее, конечно, говорить о команде Максимовской). Как будто со стены сняли хорошую картину и сразу стало заметно убожество мебели, ободранные обои, грязный пол и облупленный потолок. РЕН ТВ и при Максимовской славился своим мракобесием, нездоровой мистикой и прочей нежитью в эфире. А еще некоторым количеством программ, которые можно назвать сильно ухудшенными клонами пропагандистских программ НТВ и «России 1». Снятие с эфира «Недели с Марианной Максимовской» это убожество обнажило.

В субботний прайм-тайм 23 августа вышла очередная программа «Военная тайна» с Игорем Прокопенко. Полное ощущение возвращения в совок, где-то в середину 70-х. Если у Соловьева, Киселева, Мамонтова и Петра Толстого есть фирменный стиль и индивидуальность, то «Военная тайна» — это 3 (!) часа унылого повторения пропагандистских штампов, причем всухую, без малейшей аранжировки. Хотя я, пожалуй, поспешил, говоря про возвращение в совок. Тогда тоже были пропагандистские индивидуальности вроде Валентина Зорина или Генриха Боровика.

Здесь же политинформация в чистом, дистиллированном виде. Пожалуй, единственным более-менее живым сюжетом был тот, в котором объяснили, каким чудовищем был и остается Михаил Саакашвили. И вновь блистал политолог Алексей Мартынов, тот самый, который объяснял падение Дианы Арбениной тем, что спецслужбы «подвели к ней какого-то американца», а наивная русская девочка возьми да и выйди за него замуж. Наши же такие: кого подведут, за того и выйдут. Вот и с Саакашвили та же беда. Спецслужбы подвели к нему Сандру Рулофс, и с этого момента Михаил Саакашвили был обречен. Неважно, что познакомились они не в США, а в Страсбурге и что Сандра не американка, а фламандка. Все равно Запад, где все, как известно, пропитано чистоганом и спецслужбами.

Программа «Военная тайна» измерила глубину падения Саакашвили. Оказывается, за время своего президентства он потратил на себя целых 5 (пять) миллионов долларов народных денег. Несмотря на то, что разоблачители не привели никаких доказательств лихоимства бывшего президента Грузии, мне стало его жалко: я вспомнил, как несколько лет назад у нас на дороге милиция остановила главу местного самоуправления, у которого в газели было уложено полтора миллиарда рублей. Подумаете, пять миллионов долларов — это средняя сумма взноса за место в парламенте или за должность главы администрации в одном из районов Дагестана.

Но самые ужасные разоблачения были впереди. Только что жена бывшего президента, та самая Сандра Рулофс, открыла в Грузии библиотеку имени Михаила Саакашвили. Представляете, библиотеку! И весь так называемый свободный мир закрывает глаза на это вопиющее преступление.

Вам этого мало?! «Военная тайна» добавит еще. Вот вам сюжет о том, как Саакашвили, будучи президентом, гордо открывает биохимическую лабораторию, в которую Вашингтон вложил 100 миллионов долларов. Голос за кадром набирает тревожную высоту. У программы «Военная тайна» нет подтверждения, что это лаборатория, производящая бактериологическое оружие. Но, поскольку «Военная тайна» не знает, чем они там занимаются, это почти наверняка именно оно, оружие массового поражения. Мне сразу вспомнился дедуктивный метод Паниковского, благодаря которому он пришел к выводу, что гири Корейки из чистого золота. А из чего же еще? — спрашивал Паниковский. Вот и «Военная тайна» недоумевает: «Для чего же еще создаются лаборатории, если не для производства бактериологического оружия?»

И в завершение — добивающий удар. Чтобы никто не сомневался в том, что Саакашвили — это исчадие ада, «Военная тайна» выводит в эфир Хизри Алдамова, бывшего деятеля чеченской республики Ичкерия, который сообщает, что «все, что происходит в России, все теракты возглавлял Саакашвили». Конец цитаты. Потом он, правда, разделил ответственность за теракты между покойным Шеварднадзе и Саакашвили. «Только вдумайтесь, — восклицал бывший представитель мятежной Ичкерии в Грузии, — два президента Грузии организуют теракты в России!».

Заявление Хизри Алдамова было бы настоящей сенсацией, если бы не некоторые особенности биографии этого человека, который с 1994 по 2004 год был представителем мятежной Ичкерии в Грузии и продолжал жить в этой стране до 2011 года, будучи предельно лояльным и к Шеварднадзе, и к Саакашвили. При попытке уехать в Европу через Казахстан (есть такой способ замести следы) был задержан в Казахстане по просьбе российской ФСБ. После чего прозрел, раскаялся, впечатлился достижениями Рамзана Кадырова и стал штатным обличителем Саакашвили в российских СМИ. Впрочем, его медийная активность продолжалась примерно до осени 2013 года, пока Саакашвили был президентом. Зачем сейчас его достали из нафталина, не вполне понятно.

Программа «Военная тайна» на РЕН ТВ была в субботу, и после ее просмотра я решил, что это и есть пропагандистское дно российского ТВ. Но тут в воскресенье снизу постучалась программа «Большие вести» с Евгением Поповым. На меня произвел впечатление сюжет о состоянии украинской армии. Судя по «Вестям», там нет ни одного стреляющего танка и фактически ни одного боеспособного подразделения, а украинские солдаты мечтают об одном: как можно быстрее сдаться в плен к ополченцам.

После просмотра сюжета я посмотрел на карту, где отмечены территории, занятые воюющими сторонами, и не смог ответить на вопрос: почему армия, в которой нет ни солдат, ни исправной техники, занимает уже почти всю территорию Донецкой и Луганской областей, оттеснив противника на клочок земли у российской границы? Чем и кем они воюют? И второй вопрос: если украинская военная техника вся неисправна, а ополченцы воюют только той, что отобрали у укрофашистов (ведь Россия им техникой, как известно, не помогает), то откуда у ополченцев берется современное исправное вооружение? Как-то «Вести» последнее время тоже стали напоминать махровый советский агитпроп, в котором империализм уже сто лет умирает и разлагается, но все никак не умрет и не разложится.

История никогда не повторяется, поэтому исторические аналогии не следует понимать буквально, однако тем, кто превращает СМИ в дацзыбао, а граждан в хунвейбинов, есть смысл напомнить, что хунвейбины «гуляли по буфету» всего год, с 1966 по 1967-й, потом были расстреляны или сосланы. Дацзыбао продержались дольше, целых 14 лет, и были ликвидированы за ненадобностью лишь в 1980-м. Активная фаза процесса превращения наших СМИ в дацзыбао идет последние 13 лет, с момента убийства старого НТВ. Если следовать исторической аналогии буквально, нашим дацзыбао остался год жизни. Правда, есть ощущение, что автоматически эта аналогия не сработает, ей надо очень сильно помочь.

На фото: Украина. Киев. 24 августа. Во время развертывания огромного флага Украины на Софийской площади в рамках празднования 23-й годовщины независимости Украины.

Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин














  • Зоя Светова: Люди восприняли призыв помочь журналу как призыв показать силу гражданского общества, своё сопротивление наглости государства, которое назначило штраф в 22 миллиона рублей интернет-СМИ...

  • "Ведомости": Пресс-секретарь президента России... Дмитрий Песков поздравил российское оппозиционное издание The New Times, которому удалось собрать деньги на выплату штрафа Роскомнадзора...

  • Aleksandr Kozmin: Теперь, после... свершившегося марафона помощи, The New Times вышло совершенно на новый уровень российского #СМИ став по-настоящему Народным.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Приручение рэперов, страдания по Брилеву и портрет барственного холуя
3 ДЕКАБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Просмотрев выпуски новостей и ток-шоу в российском телевизоре за минувшую неделю, я уже почти написал обзор, но вдруг задумался. Что нового из очередной «Медиафрении» узнают люди? Что Соловьев в последнем «Воскресном вечере» обозвал президента Украины Петра Порошенко «иродом», а не «уродом», как обычно? Что один из его «экспертов» радостно сообщил, что «Порошенко перепутал томос с фаллосом», и сам весело смеялся удачной шутке? Как другой «эксперт» пугал аудиторию федерального канала тем, что в Украине «происходят гонения на истинных христиан»? Еще у меня был сюжет про то, как вся соловьевская шобла долго глумилась над специально приглашаемым для таких целей украинским «политологом» Дмитрием Ковтуном. В точности как в описанной Ильфом и Петровым сцене коллективной порки Васисуалия Лоханкина в «Вороньей слободке». То же торжество духа коммуналки и карикатурное бессилие жертвы…
Медиафрения. Высший холуяж эпохи постмодерна
19 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Нет, все-таки напрасно наговаривают на современных российских мастеров пера, мол, не тот у них класс, по сравнению с теми, что были в старые времена. В несправедливости этих оценок можно убедиться, прочитав очерк Андрея Колесникова в «Ъ» от 15.11.2018, в котором автор живописует визит Путина в Сингапур. Путинский заслуженный летописец долго и подробно описывает, как во время появления на саммите Путина обязали пройти сквозь рамку, а затем наступила кульминация – Путин ЗАЗВЕНЕЛ! Тут невозможен парафраз, нужна цитата от мэтра: «И ведь Владимир Путин зазвенел. Если до этого я все это видел, то теперь услышал. О том, что это было, можно только предполагать. И поверьте, есть люди, которые с той секунды только это и делают. И говорят теперь, что даже если бы он вытащил из карманов все, что по мнению службы безопасности, могло бы зазвенеть, например, тайный мобильный телефон, о существовании которого столько лет говорят все, кто про это ничего не знает, то звон все равно никуда бы не делся, сколько бы раз его сквозь эту рамку ни попросили еще пройти. Потому что это якобы звенит то, из-за чего все-таки именно так, а не иначе относятся к Владимиру Путину в мире. ПОТОМУ ЧТО ИЗ СТАЛИ». Конец цитаты.
100 лет тому, чего в России никогда не было
14 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Сегодня, 14.11.2018, люди, формально относящиеся к одному цеху, празднуют разные события. Одни собрались в Театре Красной армии отметить 100-летний юбилей Союза журналистов России. Другие радуются тому, что удалось собрать 25 миллионов рублей на штраф, которым Роскомнадзор решил угробить журнал The New Times, и тем самым спасти этот журнал. И те, и другие называют себя журналистами, хотя между ними очень мало общего. Сто лет назад, с 13 по 16 ноября 1918 года, в Москве проходил Первый съезд российских журналистов. Членами этой организации тогда были Ленин и Троцкий, Луначарский и Бухарин, Рыков и Крупская.
Прямая речь
14 НОЯБРЯ 2018
Зоя Светова: Люди восприняли призыв помочь журналу как призыв показать силу гражданского общества, своё сопротивление наглости государства, которое назначило штраф в 22 миллиона рублей интернет-СМИ...
В СМИ
14 НОЯБРЯ 2018
"Ведомости": Пресс-секретарь президента России... Дмитрий Песков поздравил российское оппозиционное издание The New Times, которому удалось собрать деньги на выплату штрафа Роскомнадзора...
В блогах
14 НОЯБРЯ 2018
Aleksandr Kozmin: Теперь, после... свершившегося марафона помощи, The New Times вышло совершенно на новый уровень российского #СМИ став по-настоящему Народным.
Три составляющие оккупационного режима
5 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Только что в Керчи школьник убил 20 человек. На минувшей неделе подросток подорвал себя в здании архангельского ФСБ. События очень разные, и мотивы у этих людей разные, но их объединяет одно – ненависть. Чтобы понять, откуда берется ненависть, разлитая в обществе, надо две минуты посмотреть и послушать главного генератора ненависти – Владимира Соловьева.
Медиафрения. Нищета литературы и недвижимость литераторов
17 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Про то, что времена литературоцентричности русской культуры и русского общественного сознания канули в Лету, написано так много, а среди этого многого так много верного и умного, что добавить, казалось бы, нечего. Тем более в жанре еженедельного обзора СМИ, то есть в жанре, которому по определению присуща некоторая легковесность. И, тем не менее, некоторые события минувшей недели позволяют увидеть в этом вроде бы давно изученном феномене новые грани…
Медиафрения. О миссии Познера и личинках Кисилева
2 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Владимир Познер 1.10.2018 опубликовал на сайте «Эха Москвы» ответ «некоему Волкову». Дело в том, что за неделю до этого Познер выступал в Йельском университете, и публика от этого выступления была в восторге. Вот как это описал сам Познер: «когда все закончилось, мне устроили настоящую овацию». Но потом случилось вот что. «Вскоре после моего выступления в сети появилось сообщение некоего Леонида Волкова о моем выступлении. Мне сообщили, что этот текст обсуждается в сети, и, прочитав «отчет» господина Волкова, я счел нужным ответить», - поясняет свое внимание к столь ничтожному предмету Владимир Познер.
Медиафрения. Три иуды, святой Спиридон и неотразимость Путина
25 СЕНТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Когда генерал Конашенков, министр Шойгу, а вслед за ними и Путин обвинили Израиль в гибели российского самолета Ил-20, для «еврейских истребителей» настал момент истины. Речь не об израильских пилотах F-16, которые, по утверждению генерала Конашенкова, «подставили» доверчивый российский самолет-разведчик под удары сирийских ПВО, а затем коварно «прикрывались» его тушей от этих ударов. Вранье Конашенкова-Шойгу и примкнувшего к ним Путина было очевидным с самого начала. А после того как главком ВВС Израиля Норкин доказал, что F-16 улетели с места трагедии значительно раньше, чем туда дополз тихоходный Ил-20, и смышленые бойцы Асада били своим подслеповатым С-200 в пустое небо, в котором никого, кроме российского самолета не было, поверить в это вранье стало возможно только по большой служебной необходимости.